МКОУ "Дмитриевская ООШ"
с. Дмитриевское, Заокский район, Тульская область
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность МКОУ «Дмитриевская ООШ» представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. 
    Вторая цель– защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
     

    Информационная безопасность

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
    http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
    http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
    http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
     www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
    http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
    http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
    http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.
    http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!
    http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.
    http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
     http://baby.oxid.ru/ -Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки.
    http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
    http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.
    http://www.deti.religiousbook.org.ua/ — Детская страничка: Детям о Вселенной, планете Земля, растениях и животных.
    http://umfo.ru/ — Молодежно-развлекательный форум.
    http://predkov.net/— Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.
    http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.
    http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
    http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
    http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
    http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx — Сайт Центра безопасности Майкрософт.
    http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.
    http://www.iprbookshop.ru — Электронно-библиотечная система IPRbooks.
    http://нэб.рф — Национальная Электронная Библиотека.
    https://infourok.ru — Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).
    https://www.prodlenka.org — Продленка (Образовательный портал).
    http://ege-go.ru/math-ege/ — Информатика и математика (Образовательный ресурс).
    https://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования «Наша сеть».
    http://rosmetod.ru — Росметод.
    http://usovi.ru/index.php?page=home — У тетушки Совы: Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей и родителей У тетушки Совы.
    http://www.zateevo.ru/ — Детский сайт ЗАТЕЕВО.ру (www.zateevo.ru) — сайт для детей 8-14 лет, единственный еженедельный русскоязычный интернет-журнал для школьников, выходит при государственной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
    http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
    http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.html — ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.
    http://www.icensor.ru/ — Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.
    http://www.tirnet.ru — Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.
    www.ms-education.ru и www.apkpro.ru - Электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.
    http://www.nedopusti.ru/ — Социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».
    http://psyparents.ru/ — Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.
    http://www.za-partoi.ru/ — Журнал «Здоровье школьников» Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» — новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.
    http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей. 

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п.

    Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.

    Методические и справочные материалы

    Кибер-буллинг: опасное виртуальное «быкование»

    Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать. Кибер-буллинг часто неоправданно путают с моббингом, или массовым травлей (от mob — толпа), хотя в действительности агрессивное поведение, которое обозначается этими двумя понятиями, имеет различные социально-психологические механизмы. 

    Взрослые пока мало задумываются об опасностях широкой кибер-практики своих детей, хотя о последствиях буллинга реального приходится слышать часто: сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические смерти. К сожалению, эти случаи часто сопровождаются беспомощностью взрослых: «Не представляю, как это могло случиться», «Такой хороший был мальчик…» Традиционное для бюрократической системы замалчивание проблемы, поиск ложных мишеней для обвинения и отсутствие адекватного реагирования на подобные случаи приводят к тому, что даже о реальном буллинге мы знаем недостаточно. А кибер-буллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы.

    Таким образом, кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). 

    Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.

    Американские исследователи выделили восемь основных типов буллинга:

    Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
    Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы (grieffers) — группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.
    Клевета  (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются рассылки списков ( «кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные «книги для критики» (slam books) с шутками про одноклассников.
    Самозванство, перевоплощение в определенное лицо (impersonation) — преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к эккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой эккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма.
    Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение (outing & trickery) — получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
    Отчуждение  (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей. Кибер-остракизм проявляется также в отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.
    Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
    Хеппислепинг  (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически: 18-летнего Тристона Кристмаса избила группа парней, снимая это на видео для интернета, а когда он умирал на полу от удара головой, убийца и наблюдатели продолжали развлекаться на вечеринке.
    Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.

    Реальный буллинг — это ситуация в школьном дворе, где старшие или более сильные дети терроризируют младших, слабых, он заканчивается, когда ребенок приходит из школы домой. Кибер-буллинг продолжается все время: информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных подростков, и от кибер-нападок невозможно спрятаться. В отличие от реального травли, для кибер-буллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические средства, время и желание кого-то терроризировать.

    Анонимный враг может оставаться неизвестным, тогда жертва мучается вопросами: за что? Почему именно я? Кто это делает со мной? Жертвы кибер-буллинга еще сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к взрослым, так как опасаются дополнительного наказания — лишение привилегий пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к виртуальному пространству заставляет жертв кибер-буллинга скрывать свою проблему от взрослых.

    Что делать взрослым для профилактики кибербуллинга, его прекращения или преодоления его последствий?

    Прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку и его виртуальным практикам. Родители и дети имеют разные маршруты и предпочтения и в медиа, и в интернете, однако, в отличие от правил дорожного движения, взрослые редко рассказывают детям, что стоит и чего не стоит делать в виртуальном мире. Доступ к виртуальному миру требует регулирования, введения четких правил пользования и разъяснения, в каких случаях и какое поведение считается нормальным и будет безопасным. Важным элементом родительского контроля является расположение компьютера в зоне общего пользования (гостиная, кухня), где, занимаясь параллельно собственными делами, взрослые могут ненавязчиво наблюдать время от времени за реакциями ребенка, когда он находится в интернете, а также будет легче контролировать время работы с компьютером. Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые она использует. Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом или просмотра sms-сообщений расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается его успеваемость в школе. Отслеживайте онлайн-репутацию ребенка — ищите его имя в поисковых серверах.

    Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо сохранить свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. Сохраняйте спокойствие — вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он вам показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка. Не следует преуменьшать значение агрессии против вашего ребенка, но и пугать также не следует: нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание. Проговорите с ребенком ситуацию и внимательно его выслушайте. Повторите простейшие правила безопасности при пользовании интернетом, дайте советы по дальнейшему предотвращению кибер-буллинга. Одноразовой беседы будет недостаточно — медийный иммунитет, как и биологический, не формируется раз и навсегда, а требует периодического обновления.

    Вот несколько советов, которые стоит дать ребенку для преодоления этой проблемы:

    Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Пусть ребенок советуется со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Старшим детям предложите правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.
    Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенок должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.
    Храни подтверждения фактов нападений. Если ребенка очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, а старшим детям — сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.
    Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибер-буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».
    Если ты стал очевидцем кибер-буллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.
    Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.
    Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы или откровенные порнографические сюжеты. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.
    Полностью искоренить кибер-буллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер-буллинг является особенно опасным. В некоторых случаях стоит поговорить с психологом.

    Груминг и психологическое насилие в онлайне. Как защитить ребенка от киберагрессии?

    Безопасность детей в Сети все чаще и чаще беспокоит родителей. Если ребенок пользуется Интернетом, как его обезопасить? Статистика весьма неутешительна.

    груминг — насилие над детьми
    Один из опросов агентства Childwise установил, что у трех из четверых детей в возрасте от пяти до шестнадцати лет (73%) есть доступ в Интернет из спальни или с телефона или с планшета, с компьютера, а у 10% из них не было настроек приватности для просмотра личных данных. В отчете, подготовленном Национальным обществом предупреждения жестокого обращения с детьми  (NSPCC), сказано, что почти четверть детей в возрасте одиннадцати-двенадцати лет, у которых есть странички в социальных сетях, сильно огорчалась из-за чего-то   , увиденного там за последний год. Более половины таких случаев (62%) были спровоцированы незнакомцами, то есть теми, кого они знали только виртуально, к тому же многие дети не могли понять, что стало причиной их расстройства. Сталкиваясь с чем-то   огорчительным или неприятным в Сети, младшие дети могли определить причину своего расстройства с меньшей уверенностью, чем старшие, — еще один признак того, что дошкольникам и младшим школьникам не хватает сноровки в общении и устойчивости для того, чтобы пользоваться социальными сетями.

    К сожалению, родители часто не следят за детьми так тщательно, как следовало бы. Только 32% из них считают себя «очень уверенными» в безопасности детей при пользовании Интернетом. В реальной жизни мы следим за нашими чадами гораздо более внимательно, чем в виртуальной реальности, хотя Интернет таит для них много опасностей. Мы запрещаем детям разговаривать с незнакомцами, но зачастую это не касается онлайн-пространства.

    К сожалению, взрослые, которые позволяют детям пользоваться поисковым системами и веб-сайтами совсем не следят за ними. 
    Пользование девайсом — это всегда очень изолированное занятие, в отличие от просмотра телевизора или игры на детской площадкой, где за детьми легко следить. Когда ребенок сидит перед экраном планшета, родители обычно не знают, что он там делает. Они оставляют его одного, потому что он притих, и спешат заняться своими делами.

    Мир Интернета сравним с центральной улицей мегаполиса. Не отпускайте детей бродить по ней в одиночку, крепко держите их за руку и будьте всегда рядом!

    Виртуальные друзья — не настоящие!
    Дети 4-11 лет не должны общаться с незнакомцами в Сети, но иногда, несмотря на все старания родителей, они общаются с ними на форумах или в групповых чатах онлайн-игр. Важно объяснить, что если они не знают кого-то в реальной жизни, то человек все еще считается незнакомцем, даже если они разговаривают онлайн. Маленьким детям бывает очень сложно это понять.

    Виртуальные отношения могут развиться очень быстро. Такие контакты происходят в мессенджерах и по электронной почте.

    интернет-груминг
    Мальчики и девочки говорят своим виртуальным друзьям такие вещи, которые никогда не осмелились бы произнести в реальной жизни, и очень быстро выдают личную информацию. Родителям нужно объяснить, что виртуальное общение — не то же самое, что встреча в парке отдыха или на школьном дворе: неизвестно, кто сидит по ту сторону экрана на самом деле. Прежде чем что-то   написать, детям стоит задаться вопросом, смогли бы они повторить это кому-то   в реальном мире? Стали бы они делиться личной информацией со случайным прохожим?

    Интернет-груминг
    Груминг — это процесс, во время которого кто-то   общается с ребенком в Сети и постепенно совращает его. К сожалению, анонимность интернет-пространства дает для этого множество возможностей. Человек может поставить детское изображение на фото профиля и подружиться с ребенком в социальной сети или в игре. Он может рассказать интересную историю или болтать об общих интересах и увлечениях, то есть вызвать доверие и начать выстраивать отношения. Важно, чтобы любой ребенок, пользующийся Интернетом, знал о груминге, но родители часто переживают и не знают, как просветить его.

    Но рассказать об опасных незнакомцах в интернет-пространстве и поговорить с детьми о груминге (на языке, соответствующем их возрасту) абсолютно необходимо. Просветите их как можно раньше. Объясните, что в Интернете люди часто оказываются не теми, за кого себя выдают. Дети склонны думать, что социальные сети — это конкурс популярности, поэтому чем больше людей будет у них в подписчиках, тем лучше. Но они не должны принимать запросы в друзья от того, кого они не знают в реальной жизни. Дети, желательно с вашей помощью, должны также проверять запросы от тех, кого они знают, чтобы убедиться, что аккаунт настоящий.

    То же относится к общению в мессенджерах и чатах. Дети не должны общаться с незнакомцами онлайн и соглашаться на приватный чат с незнакомцем. Если кто-то   отправляет им сообщение или пытается выйти в чат, они обязательно должны поставить вас в известность — как если бы чужой человек подошел к ним на улице или в парке. Даже если ваш ребенок не находится онлайн без присмотра взрослого, вам все равно нужно разговаривать с ним об этом. Дети должны быть образованы. Остерегайтесь онлайн-игр, где они могут играть с незнакомцами!
    Поговорите с ними об информации, которую они выдают людям, общаясь в Интернете. Ребенок не должен называть свое полное имя, домашний адрес, электронную почту, номер телефона или номер школы людям, которых не знает в реальной жизни. Убедись, что никнейм ваших детей не намекает на то, как их зовут на самом деле. Объясните, что все, что они выкладывают онлайн — имя пользователя, фотографии или комментарии, — воссоздает их образ, поэтому люди могут их узнать. Если бы к вашему ребенку на игровой площадке подошел незнакомец и спросил его имя или адрес, ваш сын или дочь ни за что не выдали бы эту информацию, а в виртуальном мире такое случается довольно часто.

    Крайне важно, чтобы родители разговаривали со своим ребенком и всегда были начеку. Пусть он покажет вам все сайты, на которые заходит, когда пользуется Интернетом. Объясните, что когда он находится онлайн, ему нужно действовать, как детективу. Откуда он знает, что человек действительно того возраста, который назвал? Что он знает об этом человеке? Видел ли он когда-либо   его фотографию? Уверен ли, что эта фотография настоящая? Объясните ребенку, что виртуальное пространство совсем не похоже реальный мир и нельзя принимать все за чистую монету. В обычной жизни мы знаем, как выглядят учитель или полицейский. Мы видим, где они работают и какую форму носят.

    В Интернете нет опознавательных знаков, и мы не знаем, кому можно довериться, если мы потерялись. В реальной жизни дети могут бояться подойти к взрослому, а в Интернете они беззаботно общаются со всеми. Мы не можем полагаться на оценку и суждение в виртуальном пространстве, потому что там ничего нельзя проверить. Нужно внушить детям, что нет верного способа узнать, кем являются их собеседники на самом деле. Самая безопасная установка: не общайся с кем-то   , кого не знаешь. Вам нужно приучить их обращаться к вам за помощью, если они запутались или в чем-то   сомневаются.

    Непристойные фотографии
    Случается, что дети отправляют друг другу непристойные фотографии, но порой их родители не знают или ничего не хотят об этом знать. Они считают, что это подростковая проблема и их дети таким заниматься не станут или такое с ними не случится. У детей в этом возрасте нет эмоциональной зрелости, чтобы справиться с последствиями от отправки или публичной доступности их интимных фотографий, и впоследствии дети серьезно от этого страдают. 

    Если вы даете ребенку телефон с камерой, вы должны установить правила до того, как он начет им пользоваться. Может, это прозвучит чересчур драматично, но вы, именно ВЫ, вручаете ребенку средство для совершения разрушающих и необратимых действий. Большинство детей интуитивно знают, что не стоит отправлять кому-либо   непристойные фотографии, но потом они начинают общаться в чате с другим ребенком и принимают такую просьбу за близость, вызов или игру. Они действуют, не думая о последствиях. Печальный факт заключается в том, что как только вы отправили кому-то   свою фотографию, она вам больше не принадлежит. Получатель может сделать с ней все, что посчитает нужным. Девочки часто отправляют фотографии. Мальчики принимают это за некий трофей и хотят похвастаться перед друзьями. До того как они осознают плачевность ситуации, фотография обойдет всю школу. Такое может омрачить жизнь любому.

    груминг в онлайне
    Дети осознают публичность Интернета, только когда попадаются на чем-то   . 

    Дети должны задуматься, прежде чем отправлять свои фотографии в Интернет, они должны понимать: если что-то   уже отправлено, это практически невозможно удалить. Если родители подозревают, что их ребенок отправляет или получает неприличные картинки и фотографии, нужно действовать! Объясните ему, что в этом нет совершенно никакой нужды. Люди не станут его больше любить, наоборот, это сделает его уязвимым, потому что фотографию могут увидеть множество других людей. Если ребенок оказался в такой ситуации, ему нужно все рассказать взрослому и попросить о помощи. В данной ситуации бессмысленно обсуждать какие-то правила, кроме одного: так делать нельзя!

    Киберагрессия
    За последние пять лет на телефон доверия для детей стало поступать на 88% больше звонков об онлайн-запугивании. Иногда речь шла даже о семилетних малышах. Около трети этих детей сообщили об акте агрессии во время онлайн-игр или в социальных сетях. Американское исследование выяснило, что 87% из 1502 детей в возрасте от десяти до восемнадцати лет, которых они опросили, были свидетелями киберзапугивания. Его последствия могут быть особенно серьезными для младших школьников. У них нет еще эмоциональных ресурсов, чтобы справиться с разрушительным эффектом агрессии, особенно в виде критических или оскорбительных комментариев, которые публикуются в социальных сетях. Часто онлайн-агрессия проявляется в виде критики постов или фотографий ребенка. Такой тип нападок основан на стремлении пристыдить и может иметь трагические психологические последствия. Когда на детей нападают в Интернете, им кажется, что от этого никуда не скрыться. Эта агрессия не ограничивается игровой площадкой и может настигнуть их, где бы они ни были, в любое время дня и ночи.

    Виды киберагрессии:
    рассылка запугивающих сообщений и угроз;
    создание и публикация постыдных фотографий или видео;
    «троллинг» — отправка угрожающих или оскорбительных сообщений в социальных сетях, чатах или онлайн-играх;
    исключение детей из онлайн-игр, занятий или дружеских групп;
    создание сайтов или групп, чтобы поиздеваться над ребенком;
    подстрекательство к насилию над собой;
    голосование за или против кого-то в оскорбительных опросах (например: «Кто самая страшная девочка в классе?», «Кто самый прыщавый мальчик?»);
    создание поддельного аккаунта, похищение онлайн-идентичности с целью опозорить ребенка или доставить ему неприятности, воспользовавшись его именем;
    отправка непристойных сообщений (также известная как «секстинг»);
    склонение детей к отправке сексуальных снимков или к ведению сексуальных разговоров.
    Многие родители думают, что киберагрессия может коснуться других детей, но только не их собственных. По роду деятельности я общаюсь с большим количеством средних школ, и в каждой из них были проблемы среди учеников, связанные с киберагрессией или секстингом. Из разговоров с множеством завучей я знаю, что это происходит с мальчиками и девочками каждый учебный год. Это совсем не редкое явление, на которое родителям можно закрыть глаза, — это происходит повсеместно. Если ваш ебенок не испытал такое на собственном опыте, он точно знает кого-то, кто испытал.

    детская кибеагрессия
    Существуют приложения, в котором пользователи могут делать анонимные комментарии о других пользователях, и кого-то уже выбрали жертвой и атаковали. Это показывает, что эта проблема также касается и детей, и подростков, поэтому родителям нужно быть начеку. Важно поговорить с ребенком о киберагрессии так же, как вы говорите с ним о нападках в реальном мире. Расспросите, что он видел или читал в Сети, обсудите, как это может кого-то обидеть. Важно назвать это агрессией, потому что из-за анонимности компьютерного экрана вместо общения лицом к лицу многие дети этого не понимают. Попросите ребенка представить себя на месте другого. Как бы он себя чувствовал, если бы кто- то сказал такое о нем?

    Что, если ваш ребенок — киберагрессор?
    Дети (и многие взрослые) думают, что они могут говорить в Сети что угодно, не заботясь о последствиях, например о том, что их высказывание может кого-то ранить. Однако мы должны учить наших детей с ранних лет задумываться, прежде чем что-либо   публиковать.

    Они могли бы сказать на игровой площадке то, что собираются напечатать? Порадовался бы их учитель или родитель, прочитав комментарий, который они собираются оставить?

    Одна из моих подруг говорит своим детям, что когда они находятся онлайн, они должны всегда представлять, что она или их отец стоят у них за спиной и читают, что они печатают. Если напечатанное родителям читать не стоило бы, то это нельзя говорить в Сети. Правила, действующие в реальном мире, применимы и в виртуальной реальности. Вы также можете объяснить, когда публикация или комментарий просто забавны, а когда оскорбительны. Американские исследователи опросили 500 детей в возрасте одиннадцати-пятнадцати лет. Выяснилось, что 15% из них вели себя агрессивно в Сети по отношению к другим людям: девочки чаще публиковали злые комментарии, а мальчики были склонны к публикации обидных картинок и видео.
    Если вашего ребенка обвиняют в киберагрессии:

    Не занимайте какую-либо позицию, пока не соберете полную информацию. Скорее всего, вы разозлитесь, разнервничаетесь и вам станет стыдно, но не давайте этим эмоциям повлиять на ваше суждение.
    Поговорите со своим ребенком спокойно, узнайте факты. Дайте ему объяснить, что произошло. Сколько людей в этом участвовало? Как долго все продолжалось?
    Спросите, почему он опубликовал или написал что- то обидное? Ему это показалось забавным или крутым или у него были разногласия с объектом оскорбления в реальной жизни? Он пытался за что-то   отомстить?
    Не отнимайте у ребенка смартфон или планшет, ему нужно научиться пользоваться социальными сетями и Интернетом ответственно и безопасно, поэтому ваш запрет ничего не решит и даже может спровоцировать подобную ситуацию снова. (Единственный случай, когда я советую полностью отобрать все гаджеты, — это если ваш ребенок действительно сильно провинился. Тогда вы можете запретить ему пользоваться его цифровым устройством или отобрать его на некоторое время, но нет такого проступка, за который стоит отбирать его навсегда.)

    детская кибеагрессия
    Киберагрессия означает, что ребенок еще недостаточно созрел эмоционально, чтобы пользоваться Интернетом или социальными сетями. Ограничьте или сократите его время онлайн. Все, что он публикует, должно проходить вашу проверку. Как только вы убедитесь в том, что он усвоили урок, верните его привилегии обратно.

    Обсудите, как мог себя почувствовать человек, к чьей фотографии или публикации были оставлены неприятные комментарии. Попробуйте объяснить ребенку, что слова могут стать очень сильным оружием.

    груминг в онлайне
    Тревожные звоночки
    Если вы обнаружили, что ваш ребенок замешан в киберагрессии — в качестве обидчика или жертвы, — вам следует сообщить об этом в школу, где он учится, если в этом участвуют другие дети из той же школы. Сегодня в каждой школе есть политика безопасного пользования Интернетом, и это должно помогать справляться с подобными ситуациями. Также в школе часто проводятся психологические консультации для детей, столкнувшихся с серьезными нападками. Вы также можете записаться на прием к психотерапевту в поликлинику.

    Ваш ребенок кажется встревоженным, плаксивым, угрюмым. У него случаются сильные перепады настроения.
    Он злится или ведет себя слишком возбужденно.
    Он отказывается ходить в школу.
    Что-то изменилось в его дружеских отношениях, он больше не упоминает каких-то друзей.
    Изменилось то, как он ест и спит.
    Он скрывает, чем занимается в Сети, больше чем обычно. Он не пользуется телефоном или компьютером, когда в комнате есть другие люди.
    Он проводит больше времени онлайн.
    Как защитить ребенка в социальных сетях?
    Приучите его сразу сообщать вам, если его что-то смущает. Активно приучайте его к открытости и проговариванию.
    Используйте настройки безопасности. Они не спасут от всего на свете, но они помогают. Изучите, как работают настройки безопасности в социальной сети, которой пользуется ваш ребенок, и научите его, как делать записи и публикации приватными или открытыми. Закройте его аккаунты в Instagram и на Facebook, чтобы фотографии и посты могли видеть только люди, которых он добавляет в друзья. Регулярно проверяйте настройки безопасности.
    Когда ребенок подрастет, научите его блокировать каких-то пользователей и жаловаться на них.
    Если у ребенка есть аккаунт в социальных сетях, у родителей должен быть к нему доступ, чтобы следить за публикациями и комментариями. Они должны знать все его пароли и быть подписаны на его страничку, чтобы следить, что попадает в Сеть.
    Проведите беседу с ребенком, прежде чем он попадет в социальные сети, и предложите ему свои правила, которые вам будут удобны. Некоторые родители настаивают на том, чтобы ребенок показывал им пост до публикации или заходил в социальные сети только с их телефона, чтобы они могли внимательно отслеживать любую его активность.
    Поговорите с ребенком о безопасности в Сети. Маленькие дети не должны называть свое полное имя, номер школы, домашний или электронный адрес людям, которых они не знают.
    Дети должны давать доступ к своим страничкам в социальных сетях исключительно тем людям, которых они знают в реальной жизни.
    Приучите своих детей задумываться, прежде чем что- то публиковать. Попросите их представить, смогли бы они сказать это человеку в лицо. Если нет, они не должны говорить это и в виртуальном мире.
    Пусть они сообщают вам о своем положительном и негативном опыте общения в Сети. Если они увидели или прочитали что-то неприятное, они должны сразу обратиться к вам.
    Научите их опасаться незнакомцев в Сети так же, как в реальной жизни: расскажите им про груминг (понятными и простыми словами). Объясните, что в социальных сетях люди не всегда оказываются теми, за кого себя выдают. Знают ли они этого человека в реальной жизни? Объясните, что они могут поговорить с вами о любом происшествии, которое их тревожит и с которым они не могут справиться сами. Родители должны постараться сделать так, чтобы дети пользовались девайсами в комнатах с другими людьми — в гостиной или на кухне, а не в своей спальне.
    Контролируйте, чем занимается ваш ребенок. Установите ограничения на их гаджетах, чтобы они не могли добраться до неподходящего контента.

    Троллинг: незваный гость в твоем доме
    Троллинг может быть индивидуальный и индустриальный. В последнем случае набрасывается не случайная «оса», а целый рой, увернуться от которого невозможно. Но это не те группы, которые просто передают информацию, не имея намерения унизить или оскорбить.

    Тролль как оса — это метафорическое описание, а реальность такова, что сотни людей ежеминутно становятся жертвами троллинга. По этой причине наиболее важно, когда такие исследования делаются на стыке юридической и лингвистической наук, поскольку разные страны ищут пути того, как наказывать за подобные информационные отклонения.

    Можно выделить также психологическую составляющую такого поведения. Например, профессор Гриффитс, директор международного исследовательского центра гейминга говорит:  «Люди в онлайне ощущают себя анонимными и расторможенными. Они понижают свою эмоциональную защиту и сгоряча могут троллить реактивно или проактивно «.

    Гриффитс перечисляет разные понимания троллинга у разных исследователей. Это и  «игра в обманную идентичность», и  «втягивание других в дискуссии», это и «порождение высказываний для того, чтобы вызвать конкретный ответ, негативный или вспыльчивый».

    Как видим, многое из того, что нам представляется случайным в случае троллинга, на самом деле является системным, ради этих целей он и существует. Исследование троллинга в Википедии показало среди причин скуку, поиск внимания и даже месть со стороны троллей. Причем скука оказалась главным мотиватором.

    Тролли характеризовались следующим образом,

    у них сознательное, повторяющееся и приносящее вред поведение,
    их действия нарушают политику сообщества,
    они активны не только в сфере сообщества, но вмешиваются деструктивно и в дискуссии,
    они работают в изоляции под скрытыми виртуальными идентичностями.
    Распространенность троллинга достаточно велика, особенно в молодежной среде, где четверть вообще говорит о регулярных атаках на них. Однако хоть 60 % опрошенных в возрасте от 14 до 18 лет признают троллинг принципиально неправильным, 23% тех, кто поступал так, считает его забавным. 29 % сами оскорбляют, поскольку их друзья делают так. 49 % считают, что в онлайне можно говорить то, чего не скажешь лицом к лицу.

    Оказалось, что происхождение слова «тролль» идет отнюдь не от мифологического существа. Это метод ловли рыбы, при котором приманку тащат за лодкой. Тогда становится понятным, что это на самом деле форма провоцирования объекта атаки на эмоциональную реакцию. Тролль сознательно ударяет в болевую точку, надеясь услышать «стон» в ответ. Так поступает не ваш друг, даже не ваш критик, а ваш враг.

    Перед нами, по сути, принципиально анонимная коммуникация, которая, естественно, начинает раскрепощать поведение. Причем даже человек вроде бы с именем в Фейсбуке частично все же является анонимом, часто скрывая свои персональные данные (например, образование или место работы). Это человек, сидящий в тени, что позволяет ему наносить удары исподтишка, а потом снова уползать в свою тень.

    Сенодня это психологически новый феномен, когда люди говорят друг с другом, ничего не зная о собеседнике. То, что они знают, даже имя и фамилия, вполне может оказаться фиктивным. А информационные «оплеухи», которые возникают при этом, оказываются вполне реальными.

    Хардейкер говорит об анонимности компьютерной коммуникации:  «Эта анонимность может давать ощущение безнаказанности, иллюзию того, что это поведение менее вредно, чем то, каким оно есть в реальности, и она подавляет эмпатию. Компьютерная коммуникация становится плодородной почвой для конфликта, конкретной манифестацией которого является троллинг. Троллинг представляет собой сознательную атаку на других в онлайне, обычно ради удовольствия «. При этом пока нет работающего юридического определения ни в Британии, ни в США.

    Хардейкер также высказывает ряд интересных мыслей по идентификации авторства:

    у каждого есть свой способ письма, слова становятся вместе подсознательно,
    многие могут определять авторство присланного по стилю и словарным особенностям,
    можно притворяться кем угодно, но онлайновое письмо продемонстрирует возраст, пол, даже регион,
    люди используют разные слова для обозначения тех же предметов, что дает возможность сузить поиск.
    В целом перед нами новая сфера — коммуникации с помощью компьютера, где происходит возрастание, намеренное или случайное, возможностей для обмана. Анонимность становится важной составляющей такого рода коммуникаций. Соответственно, возникает потребность дешифровывать эту анонимность в судебных целях.

    По поводу троллинга Хардейкер писала еще в 2010 году:  «Интернет-сообщества, где пользователи неопытны или уязвимы, или те, кто вкладывает личное доверие, эмоциональную связь или частную информацию, находят троллинг вредным, тревожным, необъяснимым, поэтому в таких контекстах троллинг не может трактоваться как ошибочная невежливость. Однако сообщества, где пользователи менее уязвимы, более опытны или эмоционально бесстрастны, могут трактовать троллинг как игровое проявление конфликта, близкое к соревнованиям, хотя намного более яростное».[Hardaker C. Trolling in asynchronous computer-mediated communication: from user discussions to theoretical concepts // Journal of Politeness Research. — 2010. — Vol. 6. — I. 2].

    Отсюда следует возможность более личностного или менее личностного реагирования. Для кого-то тролль — это коммуникативный хулиган. Он может быть близок обычному хулигану, которого раздражает чистый подъезд или лифт. Соседи обычно ругают этого анонима за такое поведение. Но поскольку наш тролль действует в онлайне, он чувствует себя комфортно. Правда, если ты сам готов развлечься, то тролли готовы предоставить тебе такую возможность самому стать троллем.

    А жертва такого троллинга все равно переживает, даже когда троллинг закончился. Pew Center оценил масштабы этого типа угроз в американском обществе [см. тут и тут]. Цифры таковы: 40 % сталкивались с этим феноменом по отношению к ним самим, но в возрасте 18–29 лет эта цифра становится больше, доходя уже до 65 %. Женщины ощущают такие онлайновые отклонения в коммуникативном поведении как травматические. Это касается 38 % женщин и только 17 % мужчин.

    Многие получили свою порцию «счастья»:

    27% интернет-пользователей называли обидными именами,
    22% были сознательно атакованы в онлайне,
    8% угрожали физически,
    8% были преследуемы,
    7% подвергались преследованиям в течение длительного периода,
    6% подвергались сексуальным домогательствам.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.

    http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.

    http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.

    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.

    https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет

    http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»

    http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы

    http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

    http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»

    http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам

    Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников 
    http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета.

    Методические и справочные материалы

    Материалы к урокам безопасного интернета

    • 2 материал
    • 3 материал

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    1 конкурс или проект
    2 конкурс или проект
    3 конкурс или проект

    Международный проект «Название проекта»

    1 тезис о проекте
    2 тезис о проекте
    3 тезис о проекте

    Дополнительные методические материалы

    1 материал
    2 материал
    3 материал

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie